АРТ-ОТЗЫВ Спектакль "Город клоуна Пика"
"Его цирк сгорел, его цирк и правда сгорел" - так могла бы начинаться глубокая, драматичная история для взрослого зрителя, но нас ждёт интересный,
весёлый, динамичный рассказ про клоуна Пика, его бумажный городок, друзей и врагов, которые, конечно, тоже станут друзьями.
Спектакль "Город клоуна Пика" - работа столичной команды, режиссёра Юрия Алесина и художника-постановщика Майи Арсеньевой. Севастопольцев также ожидал сюрприз в виде приглашенного артиста. Сергей Друзьяк - актёр Московского областного театра юного зрителя, он же ведущий программы "Студия Каляки-Маляки" на канале

"Карусель" - разделил главную роль с Владимиром Соловьёвым.
Постановка, расчитанная на детей от 6 лет, так же послужит отличным путиводителем по внутреннему миру подростков для их родителей, в то время, как аудитория постарше обязательно найдет ответы на волнующие вопросы. Но это всё зал ощутит позже, а пока перед нами лишь сгоревший цирк и обреченный клоун на выжженном пепилище. Пик лишился дела всей своей жизни и сейчас похож не на комичного, грустного клоуна, какими они бывают обычно, а на опечаленого крупной потерей человека. Но уже через несколько мгновений герой отодвигает уныние на задний план и принимает первое решение на пути к новой жизни.
Начинается самое интересное - с помощью чудаковатого заклинания и своих ножниц, словно волшебник волшебной палочкой, Пик вырезает лошадку Го. Эта сцена показывает юному зрителю, что всё в наших руках - можно продолжить копать себе яму, а можно построить всё заново.
Пик так загорается идеей построить собственный город с домами, парками и горожанами, что немедленно приступает к этой затее. В этот момент происходит интерактив с залом. Вообще на протяжении всего спектакля артисты активно взаимодействуют с детьми, что позволяет самым маленьким зрителям быть максимально вовлеченными в процесс и даже их родители поддерживают этот диалог. Чувствуется, что ни на секунду персонажи на сцене не дают залу скучать.
Меняется освещение, криво расположенные декорации возвращаются на свои места, раскрывается зонт, символизирующий купол цирка, и в воздухе царит атмосфера предвкушения. Да такая, что кажется у Пика из глаз летят искры вместо недавних слёз.
Фи-фи ми Фи-фи. Пик вырезает свою маленькую копию - "клоуна, который будет счастливее и веселее, потому что никогда не видел, как горит его цирк". Но, думаю, вместе с тем - он будет ещё и немного инфантильнее. Ведь трудности лишь закаляют дух и укрепляют рвение к мечте - Пик показывает это на своём примере.
Дальше зрителей ждёт целый урок о добре, зле, нравственности и отношении людей друг к другу. Со сцены нам рассказывают о банальных цирковых законах - когда клоун падает, другие смеются. Но не кажется ли это жестокостью в условиях новой этики? Не кажется ли, что такими устоями в новом поколении воспитываются не совсем правильные взгляды? Поэтому в новом мире, в городе клоуна Пика никто не смеётся, если кто-то падает. Даже если падает клоун.
Зал полон детским смехом - очередной манёвр, актёрское мастерство и никакого мошенничества. Но этот манёвр по окончанию спектакля можно и нужно расшифровать ребёнку.
Следующая остросоциальная тема поднимается, когда Пик вырезает новую героиню - балерину Рину, чтобы та танцевала на лошади под куполом нового цирка. Девушка становится олицетворением целого слоя подростков. Отчасти, каждого взрослого и ребёнка.
Рина жалуется на слишком толстые бёдра и просит вырезать их поменьше раз за разом. Только вот впоследствии совсем тоненькие ножки сломаются и она поймёт, что лучше иметь крепкое, здоровое и сильное тело. Наше тело должно быть выносливым, ведь каждый день с его помощью мы гуляем, танцуем, занимаемся любимыми делами. Его стоит вкусно кормить и одаривать любовью, вместо бесконечной ненависти и самокритики.
В истории Рины делается заметный акцент. На примере её семьи можно рассмотреть и проблемы детско-родительских отношений, вопрос взаимопонимания - мать юной танцовщицы зовут Брум, это жесткая и авторитарная женщина, которая запрещает дочери заниматься делом её души, не считает важным занятия музыкой и настаивает лишь на изучении математики и иностранных языков. При этом Рина всё равно бегает в цирк вместо уроков - танцевать. Ведь именно для этого она создана.
Всем известно - негатив и жестокость усмиряется любовью и теплом. Поэтому, чтобы решить проблему не слишком мягких отношений между матерью и дочкой - Пик вырезает мужа для Брум и отца для Рины - Брумель, пожарный в новом цирке, и женщина вдруг обретает нежность и мягкость, ощутив себя любимой.
Фи-фи ми Фи-фи - и помимо Брумеля из бумажных обрезков рождается трубач Господин Сибелиус со своей женой Анной Леонардовной, математик Петров и учитель иностранных языков Буль-Буль. Имя для каждого персонажа было выбрано не случайно. Анна Леонардовна - статная, пышногрудая женщина со сложным характером, Петров - обычный, среднестатистический учитель, мистер Буль-Буль внешне похож на огромный пузырь. Младшей аудитории таким образом намного легче почувствовать характер персонажей и их роль в этой истории.
Клоун Пик находит каждому из перечисленных место в цирке. Этого волшебника можно охарактеризовать как главу государства - он помогает жителям своего города решить их проблемы и имеет свою команду. Приближенные, советники, вместе с которыми он побеждает зло - Брумель и лошадка Го.
Когда в семье трубача Сибелиуса и его жены Анны Леонардовны случаются неполадки, на помощь вновь приходит клоун Пик со своими ножницами. А ещё через время у пары появляется сын и женщина совсем теряет былую дерзость и сварливость.
Но это всего лишь мелкие неурядицы, а в каждой истории обязательно должно быть своё зло. Как-то раз в городке неожиданно появляется лев в наморднике и страшно крикливый человек с неприятным лицом, который оказывается злейшим дрессировщиком. Но, опять же, в новом мире абсолютно недопустимо жестокое обращение с животными, и детям важно объяснить такие серьёзные вещи именно в игровом, лёгком формате - так информация усваивается намного легче и у малышей формируется правильное мировоззрение. Дрессировщику в итоге дают ещё один шанс на исправление, потому что все в этом прекрасном городке уверенны - даже самого ужасного человека можно исправить, если проявлять доброту и поддержку.
Когда дело Льва Львовича решено, нашу весёлую компанию ждёт новое злоключение - у горожан пропадают их личные вещи и клоун Пик спешит разобраться с этой задачкой.
Оказывается, что из бумажных обрезков сами себя вырезали двое мальчишек, а воровством они занимались, чтобы заработать и купить себе домик в бумажном городке. Пик расскажет им одну простую истину - не нужно лгать и воровать, можно было просто попросить и он бы им не отказал, ведь всегда всё решается миром, важно лишь уметь признать свои ошибки.
Вся постановка пропитана такими ценностями как милосердие и гуманное отношение. Даже к людям, которые причиняют тебе зло.
В постановке небольшое количество декораций, зато присутствует множество мелких элементов реквизита и максимально насыщенная актёрская работа. Интересные хореографические композиции, около-акробатические трюки, элементы театра теней и сопровождающий весь спектакль отголосок театра кукол - всё это заставляет зрителя переживать целую гамму эмоций и погружаться в атмосферу настоящего цирка. А за развлечением дать и ребятам, и их родителям бесценные знания о том, как обращаться со своим внутренним миром и внутренним миром окружающих.
Автор: Тося Колесова
Ссылка на оригинальный источник: https://vk.com/artperolab
автономная некоммерческая организация развития театрального искусства


ЮНЫЙ ТЕАТР
кООрдинатОр - Уткова Марина Георгиевна - sevyuteatr@mail.ru

Made on
Tilda