АРТ-ОТЗЫВ Спектакль "Ночь перед Рождеством"
24 марта была в Севастопольском театре юного зрителя СевТЮЗ вместе с Максимом на спектакле "Ночь перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя, повесть из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» поставленная Василием Сениным.
Сюжет:
Диканька, на смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в
рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят.
Суровая красавица насмехается над молодого кузнецом Вакулой, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.
Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица». Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет своё издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли утанул, то ли повесился.
Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Хитрый кузнец, ухватив только что выпрыгнувшего из мешка черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».
Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.
В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула (утооо-нууу-л), и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».
Отзыв:
Сцена перед спектаклем жила как бы своей жизнью. Нас встречает подиум в виде деревянного кольца.
Очень интересное оформление спектакля, занавес, который проносится над зрителями несколько раз, сценическая подсветка, которая играет огромную роль в создании атмосферы, живой звук - это что-то совсем новое в этом театре. (10/10)
Колоритные картины народной жизни, рождественской ночи, изображенные с любовью и юмором. Сочетание реализма и фантастики. Человек побеждает нечистую силу крестом и смекалкой. Тема любви, ставшей из несчастной – самой счастливой.
Исторические реалии: отношение властей к казачеству, портреты деятелей той эпохи. Сказочная повесть учит не вешать нос, бороться с испытаниями, любить, надеяться и верить. Рождественская ночь, как символ чудес и восстановления справедливости. Рекомендую к просмотру!
Игра актеров:
По мнению меня, как зрителя, все актёры играли отлично, в спектакле не было ни одного лишнего человека
Кузнец Вакула – первый парень на деревне, обладающий богатырской мощью и имеющий некоторые живописные навыки. Влюблён в дочь богатого казака. Ради достижения своей цели готов отправиться в фантастическое путешествие и победить проявления тёмных сил.
Чёрт – немец, из-за "узенькой, беспрестанно вертевшейся и нюхавшей всё, что ни попадалось" мордочки, то с губернским стряпчим, из-за "острого и длинного, как мундирные фалды" хвоста. "никакой он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт". Черт выполняет не только отрицательную роль в повести: невольно он совершает и добрые дела.
Чуб – зажиточный казак, отец красавицы Оксаны, вдовец.
Солоха – по своей натуре ведьма средних лет, родившая и воспитавшая кузнеца Вакулу, великая искусительница мужчин. У неё было множество поклонников, но никто из них не ведал о существовании соперника.
Небольшая роль Пузатый Пасюк вызывала не малый смех у зрителей.
Чёрный Гоголь и Белый Гоголь - это очень интересные персонажи. Черный Гоголь рассказывает, как всё начиналось, белый его дополняет.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - 10/10
МУЗЫКА И СВЕТ - 9/10
ИГРА АКТЁРОВ - 9/10
ЗРЕЛИЩНОСТЬ - 10/10
СЮЖЕТ - 10/10
Поскольку театр и театральное искусство для каждого талантливого актёра является смыслом жизни, то желаю неуклонного, стабильного развития вашему искусству в театре, чтобы вы никогда не потеряли смысл жизни и всегда были уверены в завтрашнем дне!
Автор: Полина Волкова-Горшенёва-Князева
Ссылка на оригинальный источник: https://vk.com/artperolab
автономная некоммерческая организация развития театрального искусства


ЮНЫЙ ТЕАТР
кООрдинатОр - Уткова Марина Георгиевна - sevyuteatr@mail.ru

Made on
Tilda