АРТ-ОТЗЫВ Спектакль "Урод"
Что такое красота, кто такой урод и где он живёт - внутри или снаружи?
Он не изменял жене, не воровал работы коллег и
был на хорошем счету у начальства. Он умён, профессионален, имеет прекрасный голос и всё бы хорошо, но он - Летте. И однажды оказывается, что он - непревзойдённый урод.
Смогли бы вы отказаться от собственного лица и лечь под нож пластического хирурга, не имея никакой гарантии на успех?
А если вас вдруг не пустят на презентацию собственного изобретения? Или жена признается, что научилась смотреть вам
только в один глаз, и всё это - из-за безобразного лица?
Современный человек назовёт это "бодишеймингом", обсудит ситуацию на сеансе у психолога и пожелает злым ртам обращать больше внимания на другую красоту, на ту, которая начинается не с лица, а с мыслей и сердца. Ведь красота - это совокупность внешнего и внутреннего, и первое без второго ничего не стоит, так как внешняя красота не универсальна. Но наш герой идёт на непоправимое - отказывается от своего лица. Вот только во имя чего и какой ценой?
Сам мужчина никогда не видел в зеркале ничего гадкого, не думаю, что окружающие просто берегли его, их в целом не интересовал Летте, как личность, только как раздражающий внешний фактор, который нужно срочно вогнать в правильные рамки. Всем хочется сделать как лучше, помочь исправить пугающую внешность и обрести шанс на счастливое будущее. Только что если самое счастливое в нашей жизни и жизни Летте - именно настоящее?
Изменений в муже Фани жаждала не ради его благополучия, а собственного удовольствия для. Когда после операции инженер снимает бинты - ему вручают камеру вместо зеркала. Картинку с неё в прямом эфире транслируют на большой экран за спинами актёров, и женщина начинает лапать, целовать и обнимать изображение нового лица супруга. Однако подмечает, что он ей и без этого нравился, продолжая трогать фото и восхищаться новой внешностью Летте, ликуя, что теперь всё это великолепие в её распоряжении. Но - выходит ошибочка. За новоявленным красавчиком выстраивается очередь из возжелавших его дам и он вроде бы совсем не против, но на самом деле просто не знает как поступить, когда все вокруг твердят, что вот теперь он имеет право на полигамию.
Действующих лиц, по моему мнению, так мало, потому что когда дело касается внешности - мы обращаем внимание на узкий круг людей, комментирующих негативно, а остальную массу - тех, кому в общем-то всё равно - мы даже не замечаем.
Красота - субъективное и крайне абстрактное понятие, это вечная погоня за идеалом, которого не существует.Идеал придумали люди, чтобы иметь власть над другими людьми. Как мы видим по рассматриваемой работе - это у них отлично получается.
Фанни главный герой считает абсолютной красавицей, как, впрочем, и она сама, однако зритель с первой секунды замечает её манерные ужимки и откровенную нелепость. И тут мы понимаем, что никаких нежных чувств у неё к мужу нет, потому что когда любят - не задумываются о возможных изъянах партнёра, а благоверная гонит мужа к хирургу, зная, что из этого может не получиться ничего хорошего.
Елена Воронцова предстаёт перед нами ещё и в роли доминантной матери. Женщина 73 лет, помешанная на уколах красоты и уже нездоровом чувстве собственничества к своему сыну. Понимаете, какова в каждом образе концентрация абсурда, фарса, отталкивающих черт и кричащей экстравагантной пошлости? В этом и суть. Постановка, словно басня, вскрывает все человеческие пороки. Почему басня? В баснях ведь автор оперирует образами животных? Но вдумайтесь - реально ли рассмотреть в этих персонажах хоть толику человеческого?
На примере этой истории мы можем увидеть, насколько общество стигматизировало старение, насколько женщины боятся показать истинный возраст, запрещают себе стареть, а ведь это - обыкновенный природный процесс, в котором нет ничего постыдного, и с каждым это когда-нибудь случится.
Фанни-мать именно непринятием своего возраста и постоянным омоложением нанесла сыну психотравму. В итоге мы получаем инцест-отношения и отсутствие социальных ролей родителя и ребёнка, так как Карлман начинает воспринимать родительницу как объект чувственный. Это происходит из-за её эротического общения с другими, разными мужчинами прямо на его глазах. В несформированной нервной системе складывается следующее суждение - "мне нужно быть половозрелым мужчиной, чтобы мать любила меня и обращала на меня внимание".
Доктор, роль которого исполняет Владимир Соловьёв, открывает Летте, а вместе с тем и всем наблюдающим в зале, одну истину (не только о себе, но и о большинстве вокруг). Когда инженер просит "скульптора" не делать пациентам его внешность, он говорит: "Я больше ничего не умею". Оказывается - невероятное лицо стало чистой случайностью и теперь он повторяет его всем остальным, потому что больше ни черта не умеет. И вновь лишь показное - Шефлер представляет целое шоу, с микрофоном, кровавым фартуком, дымом и танцами. Всё это производит впечатление величия, а на самом деле - брызги в глаза публики, лишь бы никто не увидел пустышку внутри.
В этом мы можем прочесть ещё один подтекст - как бывает в современном мире? Кто-то сделал что-то новое, взорвавшее общество, интересное, и тут же миллионы начинают повторять, копировать, даже присваивать, и от нового и интересного уже ничего не остаётся. Уникальность потухает так же быстро, как и разгорелась, ибо мало кто умеет придумывать своё, чтобы быть востребованным и ярким, а вот повторять, копировать и выдавать за своё - может каждый.
Режиссёрская работа пропитана современностью и актуальностью смыслов. Минимализм в декорациях и реквизите, мрачная эстетика, консервативные офисные костюмы, игра света и звуковые решения не перетягивают на себя внимание. Фокус зрителя остаётся на сюжете, чувствах и лишь дополняется визуалом.
Пусть люди не так часто прибегают к хирургическим вмешательствам, но на каждом шагу, под гнётом общества, кто-то меняет себя поведенчески - чтобы понравиться, быть удобным, казаться хорошим и правильным. В результате - теряя свою личность.
Урод - это и сатира, и басня, и притча о том, как массовая культура влияет на наши умы и диктует стандарты красоты.
Игра актёров местами холодная и отстранённая. Свет - резкий, движения - четкие, музыка - рваная, и всё это, чтобы передать истинный настрой общества к вам. Не все так доброжелательны, как может показаться. И всё окружение Летте тоже не желало ему ничего хорошего. Все их слова и действия были лишь прихотью, дабы потешить своё эго и поставить его в позицию заведомо ниже.
И чем всё заканчивается?
Полмира теперь расхаживает с одинаковыми лицами. Сам инженер, создатель гениального штекера, теперь никому не нужен. Теперь кто угодно может взойти на сцену вместо него и читать доклад на международной конференции, кто угодно может лечь в постель с его женой, теперь и его, как такового, не существует, он отныне - никто в прямом смысле слова, потому что сам подписал документ об отказе от своего лица. Он остаётся один. И получается, что урод живёт не снаружи Летте, а внутри общества.
Конечно, работа рассчитана не на одно поколение, но важно помнить о возрастном ограничении 16+. Показывать её маленьким детям точно не стоит, в произведении речь идёт о достаточно интимных вещах. И, к слову, это совсем не отвлекает от сюжета, не перетягивает на себя, не кажется вычурно современным, но создаёт полную картину социума. Со всеми его пороками, правдами, как бы приоткрывает нам дверцу, мол - "бывает так и так". Например, черте бисексуальности автор не придаёт никакой эмоциональной окраски, просто ставит зрителя перед фактом.
Мораль сей истории такова - ты у себя один. Ты - единственный, кто поддержит и будет рядом в самую трудную минуту. Будь благодарен своему телу за то, что оно держит твои мышцы на костях. Так сохраните своё лицо, которое делает Вас - Вами, пусть это и нелегко сделать в современном мире. Знайте, чтобы быть лучшим - надо быть настоящим.
"Как я соскучился по себе!"
Над постановкой работали:
Автор - Мариус фон Мейенберг
Режиссёр - Алессандра Джунтини
Художник- постановщик - Татьяна Карасёва
Художник по свету - Алексей Майко
Музыкальное оформление - Игорь Алесин
Действующие лица и исполнители:
Летте – Игорь Цветков
Фанни – Елена Воронцова
Шефлер – Владимир Соловьев
Карлман – Данил Высоцкий

Автор: Тося Колесова
Ссылка на оригинальный источник: https://vk.com/artperolab
автономная некоммерческая организация развития театрального искусства


ЮНЫЙ ТЕАТР
кООрдинатОр - Уткова Марина Георгиевна - sevyuteatr@mail.ru

Made on
Tilda