АРТ-ОТЗЫВ Спектакль "Нос"
Трагическая буффонада "Нос" на сцене Севастопольского театра юного зрителя - абсурд или повод для тонкой рефлексии?

Сколько постановок классической литературы видели севастопольские сцены? Сколько попыток модернизировать пьесы великих авторов было сделано режиссёрами?
Яна Тумина в своей работе не показывает зрителю ничего запредельного, напротив - нормализует фантастические события, происходящие однажды ночью в зимнем Петербурге, и легко, с верой в реальность нереального, как будто объясняет нам - глупые, рамки
реальности и настоящести для себя каждый определяет сам!
Разгадывать знаки и символы на протяжении спектакля становится всё интереснее. Сначала кажется, что всё происходящее - полный, глухой абсурд, но с каждым шагом в подполье своего сознания ты открываешь новые слова, звуки, движения, улавливаешь свежие оттенки внутреннего голоса и голос самого автора, доверяющего тебе все свои откровения и боли, вложенные в текст.
Актриса театра Елена Воронцова поделилась, что в день, когда играют "нос" - больше не играют ничего, ведь в полуторачасовой пьесе задействовано рекордное количество декораций и костюмов. И эту колоссальную работу даже самый искушенный зритель оценит во время спектакля - чего стоит одна лишь сцена с леденцами в форме причудливых носов разных размеров.
Перед спектаклем со зрителем разговаривает глубокий мужской голос, словно кто-то свыше просит выключить звук на мобильном телефоне и предупреждает о начале спектакля, погружая во время, о котором писал Николай Васильевич, ещё до выхода артистов на сцену.
Но не только материальное помогает нам с головой окунуться в истинно гоголевскую атмосферу спектакля. Язык тела, который раскрывал хореограф Алишер Хасанов, говорит совсем не хуже, чем привычный нам (ведь если так нагло сбежал нос - почему же не может удрать и язык?). Точно подобранные музыкальные решения - инструментальные композиции в духе XIX века, водят нас по улочкам снежного, потустороннего города, дворикам завораживающих литературных смыслов и таинственным мирам писателя.
На примере майора Ковалёва мы понимаем, что абсолютно ничто не находится под полным контролем человека, каким бы умнейшим существом из всех существ он не был (или не считал себя). Спектакль о том, что даже мы сами себе неподвластны, и даже то, что кажется нашим целиком и полностью - нам не принадлежит. Обстановка именно тёмного времени суток, как бы кричит - "каждый из вас - лишь маленький человек во тьме! Смотрите, жалкий коллежский асессор уже давно потерял самого себя внутри, а теперь по частям разваливается и снаружи". Ему хочется быть выше всего, ему даже снится (а вы прочитайте-ка слово "нос" наоборот!), как чиновники безропотно выполняют его приказы, но соль в том, что майор не имеет контроля даже над собой, над своей жизнью, над своим телом, этот эффект усиливается олицетворением фигуры Носа, словами "подло сбежавший нос".
Каждый в этом странном мирке, вплоть до носа, имеет вторую жизнь, вторую личность, второго себя - немая, безликая часть тела обретает ум, цели, желания, голос. Жандарм вырастает на глазах и так же стремительно возвращается к прежнему росту, две фигуры в ростовых костюмах носов идут за руку, и они молчат, но слышим мы лишь - "Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется".
И ты поднимаешься на сцену, чтобы подарить цветы майору Ковалёву, который в миру - Игорь Цветков, представляя, что прогуливаешься по Невскому, выходишь из зала и чудится, будто на лицо падают и тут же тают невесомые снежинки, и хочется только - включить на проигрывателе Шуберта или Мусоргского, прочесть вслух что-нибудь из Достоевского, Лескова, Фета, дабы попробовать держать в узде, для начала - свои мысли.
И если во время просмотра - в голове одна звенящая восторгом тишина, от нахождения в эпохе за десятки и сотни лет до нашего рождения, то после - пульсирующее множество вопросов, на которые едва ли находятся ответы, что когда-нибудь обязательно родятся, вспыхнут и пронзят ум осознанием, насколько наша фигура жалка в масштабах вселенной, насколько мы беспомощны и как всем своим
существом этот факт отрицаем. Примите своё ничтожество и подружитесь с самим собой, да хотя бы - со своим носом.
Над спектаклем работали:
Автор произведения - Николай Васильевич Гоголь
Режиссёр - Яна Марковна Тумина Яна Марковна Тумина
Художник по свету - Василий Ковалёв
Композитор - Дмитрий Максимачёв
Звукорежиссёр - Янина Вербицкая
Хореограф - Алишер Хасанов
Действующие лица и исполнители:
МАЙОР КОВАЛЁВ: Ревков Александр/ Цветков Игорь
ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ: Буков Сергей
НОС: Костелов Александр
ШТАБ-ОФИЦЕРША ПОДТОЧИНА, ГОРОЖАНКА: *d3615583 (Воронцова Елена)
ДОЧЬ ПОДТОЧИНОЙ, МЕДСЕСТРА, ГОРОЖАНКА: Скрибцова Екатерина
ГАЗЕТНЫЙ ЭКСПЕДИТОР, ЖАНДАРМ, ГОРОЖАНИН: Черненко Матвей
СТАРУХА, ГОРОЖАНКА: Клочкова Наталия
КОНФЕРАНСЬЕ, ДОКТОР, ЖАНДАРМА, ГОРОЖАНИН: Сковородин Семён
МЕДСЕСТРА, ГОРОЖАНКА: Ясайте Лина/ Бессокирная Елизавета
Автор: Антонина Колесова
Ссылка на оригинальный источник: https://vk.com/artperolab
автономная некоммерческая организация развития театрального искусства


ЮНЫЙ ТЕАТР
кООрдинатОр - Уткова Марина Георгиевна - sevyuteatr@mail.ru

Made on
Tilda