АРТ-ОТЗЫВ Спектакль "Белая гвардия"
Я плачу. Мы плачем. Молодые и не очень. Женщины и мужчины. Кто-то плачет за моей спиной почти навзрыд. Выходим из театра вчетвером, молчим сначала, первой говорит моя подруга: "Как нас всех жалко."
И на этих словах наверное я могла бы завершить свой отзыв.
Хотя, как казалось бы, разве этот спектакль про нас? Сто лет назад произошла революция, а революция, как и война, никогда не бывает бескровной. Но мы не так уж много знаем и о той войне, и о той революции. И на сцене они почти не показаны.
Режиссёр спектакля Иван Миневцев наверное специально сконцентрировал внимание зрителей на семье Турбиных. Даже их белая квартира (в прямом смысле слова) выделена художником Юлианой Лайковой. Она как маленький остров в чёрном враждебном мире, который похож на бушующий непредсказуемый океан. Из мирной "лодки" жизни в эту жуткую бездну "выбрасывает" героев спектакля "Белая гвардия". И не все они смогут "выбраться" живыми.
В белом мире Турбиных происходят намеренно "мирные" события: споры друзей, семейные разбирательства, неожиданный приезд родственника. Но в каждом персонаже сквозит тревога как натянутая струна. Особенно это чувствуется в Елене (актриса Мария Кондратенко). Она как будто прислушивается к каждому звуку изменившейся жизни и предчувствует удары извне. Елена и внешне похожа на струночку, такая худенькая и напряжённая. Наверное, режиссёр хотел отметить, что женщины обладают способностью очень тонко чувствовать жизнь.
И вот чёрная бездна в буквальном смысле врывается в дом Турбиных: в окно втаскивают раненого Николку (артист Пётр Котров), он приносит известие о том, что опора семьи Алексей Турбин (артист Александр Порываев) убит. В распахнутое окно как будто врывается беда, от которой невозможно спастись. Мы в зале переживаем то же самое: буквально минуту назад находясь в абсолютной безопасности, сидя в мягких креслах, мы вдруг становимся почти участниками тех далёких событий. В тёмный зрительный зал врываются юнкера, за ними офицеры, мы все оказываемся в перевёрнутой реальности, где от мира до войны всего один щелчок затвора. Распахнуты двери, выбиты окна, нет больше безопасного места для человека.
В спектакле много юмора, часто мы смеялись от души. Особенно от дуэта Мышлаевского (артист Евгений Чернорай) и Лариосика (артист Юрий Михайловский). Но эти сцены усугубляют трагический финал: только что смеявшиеся люди, строившие планы, пытавшиеся бороться сметаются со сцены как шинели, которые возвышаются в чёрном пространстве небольшими бугорками.
На сцене в чёрном мраке разоряется белое семейное гнездо. Это делается так просто и буднично, что сердце сжимается тисками. Мне кажется, спектакль рассказал нам о том, как хрупка человеческая жизнь и какая ответственность лежит на каждом из нас за любые перемены, которые мы хотели бы осуществить на этой земле.
Автор: Кристина Сапентьева
Фото: Анна Садовников
Ссылка на оригинальный источник: https://vk.com/artperolab
автономная некоммерческая организация развития театрального искусства


ЮНЫЙ ТЕАТР
кООрдинатОр - Уткова Марина Георгиевна - sevyuteatr@mail.ru

Made on
Tilda